Нет смысла проводить лечение, которое не оказывает пользы больным. Однако не существует той стадии онкологического заболевания, в которой каждый больной мог бы сделать вывод о завершении определенного количества терапевтических вмешательств и нецелесообразности дальнейшего лечения. Несмотря на то что злокачественные опухоли все хуже реагируют на терапию второй, третьей или четвертой линии, это не означает отсутствие эффективности у всех больных. Так, при рака яичника (РЯ), как ни при каких других злокачественных опухолях наружных половых органов, необходима особая индивидуализация лечения, строго соответствующая проявлениям заболевания у каждой пациентки. Совет Американской медицинской ассоциации (АМА) по этическим и судебным делам до настоящего времени не определил критерии бесполезного лечения, хотя многие смежные вопросы о помощи больным в конце жизни обсуждались в ряде докладов.
Например, подтверждена этичность приостановки и прекращения вмешательств по желанию больных и опекунов; отмечена конструктивная роль, которую может сыграть комплексное планирование оказания помощи в изначально трудных и конфликтных ситуациях, и высказано мнение о пользе невмешательства в ряде случаев. Совет отклонил эвтаназию при участии врача из-за обеспокоенности, что недавние требования граждан и специалистов о необходимости эвтаназии представляют ответную реакцию на применение чрезмерных и безрезультативных вмешательств в конце жизни. Учитывая, что представления о бесполезном лечении перегружены различными точками зрения, маловероятно, что будет достигнуто универсальное определение на основе консенсуса.
Предложен процессуальный подход, включающий четыре различных этапа, направленных на обсуждение и решение, еще два этапа, касающихся обеспечения альтернативы в случае неразрешимых различий, и последний этап — прекращение прений, когда все альтернативы потеряли силу. Такой подход изложен в сообщении совета по этическим и судебным делам АМА, опубликованном в журнале этой организации в марте 1999 г.
Комментарии